Новости

Классификация гостиниц «под угрозой». Выгодна ли отмена обязательной классификации? 12.08.2020

Классификация гостиниц «под угрозой». Выгодна ли отмена обязательной классификации?

В последнее время появилось множество публикаций на тему отмены обязательной классификации гостиниц. Основанием для этого послужило письмо объединения «Опора России», направленное 11 февраля этого года в Минэкономразвития России. В своей инициативе представители объединения ссылаются на мнение отельеров о том, что процесс классификации из-за жестких технических требований стал тяжелой финансовой нагрузкой для гостиничного бизнеса. «Опора России» предлагает отменить обязательную классификацию гостиниц, сделав ее, как было ранее, добровольной, исключить категорию «без звёзд», минимизировать обязательные требования для гостиниц, а также увеличить срок действия свидетельства категории до пяти лет. Надо отметить, что большинство участников гостиничного рынка с этим не согласны, ведь процедура обязательной классификации гостиниц только начала приносить свои плоды, как в плане улучшения технического оснащения гостиниц и качества оказываемых услуг, так и повышения квалификации персонала гостиницы. Не будем забывать, что основная цель классификации — предоставление необходимой и достоверной информации потребителям гостиничных услуг, защита потребителя от некачественных исполнителей услуг, обеспечение безопасности и соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий эксплуатации гостиничного предприятия без ущерба жизни и здоровью потребителей. Классификация упорядочивает гостиничную деятельность и выводит гостиничный сегмент России на международный уровень. На данный момент все крупные и средние отели уже получили свои «звёзды» в рамках второго этапа обязательной классификации, что позволяет потребителям быть уверенными в качестве своего отдыха или временного пребывания в том или ином городе нашей страны. Благодаря закону о введении обязательной классификации удалось, наконец, «пересчитать по головам» почти все гостиничные объекты в стране, проверить их работу и уровень сервиса. В своей практике мы не встречали случаев, когда, например, люксовый объект не мог получить необходимую звездность из-за слишком высоких требований системы классификации. Да, существующая нормативная база не совсем совершенна, Положение о классификации содержит ряд технических ошибок, но этой проблемой сейчас занимается рабочая группа «регуляторной гильотины» по туризму, Совет по классификации Минэкономразвития России. До конца года этот процесс будет завершен и все нормативные правовые акты будут приведены в порядок. Говоря о «непомерной финансовой нагрузке», представители объединения бесспорно преувеличивают: в среднем стоимость прохождения классификации для гостиницы 3* на 50-150 номеров (а таких в РФ действительно много) – порядка 60-70 тысяч рублей, свидетельство действительно три года. Если разбить оплату по месяцам, то получится сумма примерно 1500 рублей в месяц: для любого гостиничного предприятия таких масштабов она практически незаметна. Достаточно часто для получения свидетельства предпринимателям приходится вкладываться в реновацию гостиницы, комплектацию номерного фонда и обучение персонала, – не спорим, это дороже. Однако, эти траты обоснованы: ведь туристы обязательно обращают внимание на «звёзды», выбирая себе отель перед поездкой. Им важно получить достойный сервис, а подтвержденная на официальном уровне звёздность объекта на данный период времени это гарантирует. Встречаются случаи, когда собственник отеля желает иметь более высокую категорию, но не готов нести соответствующие затраты. Либо просто не может по ряду причин получить необходимую категорию, что обязывает его работать в менее желаемом ценовом сегменте. Отсутствие обязательных норм избавило бы предпринимателей от подобных ограничений. Но отказавшись от обязательной классификации гостиниц, мы обречем себя на риск постоянно сталкиваться с «нарисованными» звёздами. Лишь приведя российские гостиницы к единому знаменателю – и по оснащению, и по объему оказываемых услуг, и по комплектации номерного фонда – можно будет говорить, что гостиничный фонд страны действительно в порядке. Только обязательная классификация может гарантировать потребителям гостиничных услуг необходимый уровень и стабильное качество сервиса. Говоря о требованиях к уровню подготовки персонала необходимо отметить, что качество гостиничных услуг зависит от подготовки, поведения и опыта персонала. По нашему мнению, требования к персоналу прописаны правильно, тем более что на многие квалификации уже существуют профессиональные стандарты. Таким образом, возвращение к добровольной классификации будет шагом назад в развитии гостиничного дела в нашей стране. Это, в свою очередь, приведет к снижению качества, безопасности и конкурентоспособности гостиничных услуг, чего нельзя допустить в условиях конкуренции и стремительного развития туристской отрасли. Бесспорно, много вопросов остается касательно профессионализма экспертов, осуществляющих выездную оценку, и самих аккредитованных организаций, принимающих решения по итогам классификации. Добиться объективной и профессиональной экспертной оценки со стороны аккредитованных организаций возможно только путем введения действенной системы государственного контроля и института ответственности данных организаций за результат классификации. Пока контроль остается только «на бумаге», качество услуг по классификации Вашей гостиницы зависит только от Вашего выбора. Выбирайте профессионалов! Выбирайте Эндикон-Эксперт!

Возврат к списку

Статьи
Все статьи
О нас

ООО “Эндикон-Эксперт” занимает лидирующие позиции в сфере классифкации туристичеких объектов.